Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г





История храма

Место, где возводился Новодевичий монастырь, было заселено издавна: в писцовых книгах начала XVI века упоминается посад Спасовщина, ставший в конце XVII века шведским фортом.

Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г. Сьёмка 31 июля 2011г

На противоположном берегу Невы располагались торговый город Ниен и шведская крепость Ниеншанц. Взятие Ниеншанца русскими войсками в мае 1703 года - одна из первых и важнейших побед Петра I в Северной войне.

После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот».

Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г. Сьёмка 25 июля 2007г

Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. Название оказалось удивительно живучим, как смола «приклеивалось» оно ко всем близлежащим постройкам и сохранилось до наших дней.


В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица.

Взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна пожелала основать в Петербурге «в честь и хвалу Божию» женский монастырь, куда она могла бы удалиться в старости, «наскучив бременем правления» и передав трон наследнику.

Поэтому «Новодевичий монастырь близ бывшего Смоляного двора» строился с небывалым размахом и украшался так, что походил скорее на царскую резиденцию, чем на монашескую обитель. Составить проект и возвести монастырь было поручено придворному архитектору Ф.Б. Растрелли.

Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г. Сьёмка 31 июля 2011г

Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров».

Со временем авторитет Франческо Бартоломео Растрелли растет, он получает звание обер-архитектора и считается самым выдающимся зодчим того времени.

Фантазия его была неистощима. Вершиной творчества Ф.Б. Растрелли стал Смольный монастырь, предоставивший ему возможность создать архитектурный ансамбль.

Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г. Сьёмка 31 июля 2011г

Именной указ Святейшему синоду «Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского Величества, называемый «Смольный», последовал 29 октября 1748 года, а на следующий день в присутствии императрицы и высшего духовенства состоялась торжественная закладка собора будущего монастыря.

Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году.

Собор Воскресения Христова («Смольный») 1769г. Сьёмка 31 июля 2011г

Монастырь в плане имел форму равностороннего греческого креста, в центре которого расположен пятиглавый собор. Храма такой величины в России еще не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра). Императрица повелела соорудить при въезде в монастырь колокольню по образцу московской колокольни Ивана Великого, и Ф.Б. Растрелли спроектировал многоярусную звонницу небывалой для того времени высоты - 140 метров, выше Петропавловского собора. Первый ярус ее служил въездной аркой, второй - надвратной церковью, остальные были собственно звонницами.

Благодаря сделанной деревянной модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.

В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.

С началом в 1756 году Семилетней войны строительство не прекратилось, но значительно замедлилось - не хватало средств.

Было решено отказаться от сооружения колокольни. Ф.-Б. Растрелли изменяет форму пятиглавия собора: он приближает ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - теперь они должны служить звонницами.

К 1761 году был доведен до сводов большой купол собора, покрыта кровля. Уже начали изготавливать церковную утварь, в 1757 году в Москве для монастыря были отлиты восемь колоколов. Ф.-Б. Растрелли выполняет эскизы внутреннего убранства...

С восшествием на престол Екатерины II Ф.-Б. Растрелли вынужден был оставить строительство. В 1764 году он покинул Петербург и вернулся в Россию лишь незадолго до кончины, в 1771 году. Он так и не успел достроить лучшее свое творение - Смольный собор.

Главным архитектором Конторы по возведению монастыря был назначен Ю.М. Фельтен.

Смольный институт, Мещанское училище, Вдовий дом - вокруг монастыря сложился целый комплекс учебных и благотворительных заведений. И только недостроенный храм представлял собой печальное зрелище.

При его осмотре в начале 1820-х годов члены Строительного комитета обнаружили на сводах значительные трещины, грозившие обрушениями, а высокие подвалы были затоплены водой.

Однако в силу ряда причин конкурс на проект завершения Смольного собора был объявлен по распоряжению императора Николая I лишь в 1828 году. К участию в нем пригласили архитекторов В.П. Стасова, К.И. Росси, О. Монферрана, А.А. Михайлова-младшего, А.И. Мельникова, А.Е. Штауберта, В. Беретти, И.И. Шарлеманя, Д.И. Висконти, Д.И. Квадри.

Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство.

В первую очередь выполнялись важнейшие работы по исправлению здания: очистили от воды и мусора подвалы, заделали трещины в стенах, сводах, арках. Исправили многочисленные лепные детали отделки. Фасады собора оштукатурили и побелили пудожской известью. Купол и главы по желанию Николая I покрыли голубой кобальтовой краской с золочеными звездами.

В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик.

Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.

Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.

20 июля 1835 года митрополит Новгородский и Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен во имя св. прав. Елизаветы - в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный придел - во имя св. равноап. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны, покровительницы учебных заведений. В честь освящения собора была отлита большая золотая медаль, хранившаяся в дарохранительнице собора.

Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.


В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили.

В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован.

В годы советской власти собор постигла участь многих православных храмов России: в 1922 году из него были изъяты церковные ценности, а собор был закрыт для верующих и использовался как склад.

В 1970-1980 годах Смольный собор являлся филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В здании располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях ленинградской промышленности.

20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся.

После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.


Просмотров: 5420



Комментарии к странице храма:


Комментарий добавил(а): Марина
Дата: 2013-07-14


а есть контактный тел?



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх