Проект храма в память рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Великого князя Алексия Николаевича был заказан епархиальному архитектору А. П. Аплаксину (1879 – 1931).
По проекту храм с часовней и колокольней, выходящими на Большой Сампсониевский проспект, соединялся своей северо-восточной частью с жилым флигелем во дворе и образовывал единый архитектурный комплекс подворья Кашинского Сретенского женского монастыря Тверской епархии.
Строительство двухэтажного храма с двумя престолами началось в сентябре 1907 года на месте Никольской часовни, сооруженной в 1894 году в память чудесного спасения будущего императора Николая II в Японии.
Уже в ноябре 1907 года была освящена вновь построенная часовня. А в феврале 1908 года освящён нижний храм с престолом во имя Спаса Нерукотворного. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской. Верхний придел двухэтажного храма освятили в 1911 году во имя Святителя Христова Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского, чудотворца.
Ядром композиции является четырехстолпный храм с тремя полукруглыми алтарными апсидами. Симметрично от входа расположены часовня и колокольня.
При строительстве храма архитектор использовал образы новгородской и псковской архитектуры. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Храм увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане.
В храме Анны Кашинской были расположены один над другим три престола, что уникально не только для Петербурга, но и для всей России. Особенностью планировки является обращение главного алтаря и алтаря верхнего придела в общий объём церковного зала.
Другой особенностью являются хоры, устроенные с четырех сторон кругом храма. На восточных хорах, ныне утраченных, и был освящен придел в честь царской фамилии, который ещё предстоит восстановить.
После 1917 года храм был зарегистрирован как приходской, а после 1933 года закрыт и подготовлен к уничтожению.
Наиболее почитаемые иконы святой Анны Кашинской и Черниговской Божией Матери переданы в Сампсониевский собор.
С 1939 по 1994 год в храме размещались мастерские изокомбината. Два последних из них года храм стоял в запустении, а 15 марта 1994 года был возвращен С.-Петербургской Епархии в аварийном состоянии: без куполов и крестов, с выбитыми стеклами, без электричества, с выведенными из строя инженерными системами, с затопленным нижним храмом. В таком виде храм был передан Введено-Оятскому женскому монастырю, подворьем которого он ныне и является.
21 ноября 1996 года в день празднования Собора Архистратига Михаила над храмом был установлен последний из трёх ранее поднятых крестов. С октября 1997 года к разработке проекта реставрации храма привлечен институт "Ленпроектреставрация". Под руководством главного архитектора проекта А. Г. Леонтьева восстановлены алтарная часть храма, заканчивается полная реставрация Никольской часовни. В 1995 году на Рождество Христово в храме была совершена первая после шестидесятилетнего перерыва литургия.
Святынями храма ныне являются выполненный в период с 1996 по 1999 год запрестольный витраж "Богоматерь Оранта - Великая Панагия" (художник В. Таракановский); икона святой Анны Кашинской с частицей её мощей, принесённая в дар храму; Софринская икона Архистратига Михаила.
В 2009 г. храм отметит свое столетие.
Комментарии к странице храма:
Комментарий добавил(а): Екатерина
Дата: 2018-11-25
спасибо
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17