Еврейская община сыграла значительную роль в развитии Российского государства и становлении новой столицы – Петербурга.
Хотя по распоряжению Екатерины I, евреям было запрещено жить не только в Петербурге, но и России вообще, евреи приезжали в столицу на непродолжительное время. Во время царствования Анны Иоанновны был подписан еще более суровый указ о высылке евреев из Малороссии. Позже Екатерина II разрешила некоторым евреям в интересах России жить в Петербурге, хотя по-прежнему действовал указ о запрете евреям приезжать в столицу.
После раздела Польши Россия получает значительные земли, населенные поляками, литовцами, белорусами, украинцами и евреями. В конце XVIII века евреи стали частыми гостями в Петербурге, с этого же времени начала формироваться первая еврейская община в Петербурге, главным представителем которой был крупный предприниматель Абрам Перетц.
В 1802 году евреи купили у лютеранской общины часть земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого момента началась официальная история еврейской общины в Петербурге.
Во время правления императора Александра II евреям (отставным солдатам, купцам, обладателям ученых степеней и дипломов о высшем образовании) разрешили проживать вне черты оседлости, в то числе и в Петербурге. Это право было дано и членам их семей, а также особо оговоренному числу приказчиков и слуг. Евреи также получили право приглашать раввинов из других городов.
1 сентября 1869 года было утверждено постановление Кабинета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу, и уже 11 сентября был избран комитет для постройки синагоги. Его возглавил Гораций Гинцбург. Поиск места для строительства продолжался в течение десяти лет.
Наконец, 16 января 1879 года еврейская община приобрела дом и участок А.А. Ростовского на Большой Мастерской улице. В июле этого же года был объявлен конкурс на строительство синагоги. 16 мая 1883 года Александром II был утвержден эскизный проект будущей синагоги.
Строительство было завершено в 1893 г. Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.
В октябре 1886 года освятили Малую синагогу, в ней до открытия Большого зала разместилась Временная синагога. В 1888 году завершилось строительство Большой синагоги. Тем не менее, работы по отделке интерьеров продолжались еще в течение пяти лет. Наконец, 8 декабря 1893 года состоялась торжественная церемония освящения Большой синагоги.
После постройки синагоги были закрыты все молельни в городе по постановлению Комитета министров 1869 года. Это привело к трудностям для отправления обрядов, так как здание не могло вместить всех в нём нуждающихся.
В течение 10 лет евреи петербургских окраин обращались к властям с просьбами о разрешении вновь открыть молельни, закрытые в 1894 году после постройки Синагоги, и неизменно получали отказ.
В 1909 году был построен каменный забор вдоль участка синагоги вместо старого и ветхого деревянного.
29 июня 1929 года вышло постановление Президиума Ленсовета о закрытии еврейской религиозной общины.
17 января 1930 г. решением Президиума Леноблисполкома была закрыта и синагога. После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь.
Однако за это время из синагоги была вывезена наиболее ценная часть имущества религиозного и общего назначения. В основном имущество было изъято в пользу Антирелигиозного музея - отдела, посвященного иудаизму. Немало было изъято в так называемый Госфонд, куда свозилось всё реквизированное в богатых домах, а также в Ленинградский областной дом безбожника.
К началу 1930х годов было закрыто большинство еврейских молитвенных учреждений города, а в 1938 г. были закрыты оставшиеся молитвенные дома и миква.
Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 г., проводившимися в г. Москве, Ленинграде и г. Таллине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов. Поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания, работы проводились под руководством К. А. Плоткина.
В мае 1988 года в Ленинградской синагоге с разрешения властей прошли концерты Международного фестиваля канторского искусства.
В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.
В наши дни Большая Хоральная Синагога, которой уже более ста лет, вновь становится культурными общественным центром в жизни евреев, живущих в городе на Неве.
При синагоге имеются два детских сада, две еврейские школы, школа-пансион для мальчиков и школа-пансион для девочек; их посещают в общей сложности около 500 детей.
На учёте благотворительного центра синагоги состоит более 1000 больных и пожилых людей, к еврейским праздникам выдаются продуктовые наборы. Кроме того, более 200 особо нуждающихся такие наборы получают ежемесячно.
Ежедневно в двух благотворительных столовых бесплатно питаются более 300 человек. Оказывается вещевая гуманитарная помощь, пожилым людям со слабым зрением выдаются очки, два раза в неделю ведёт приём психолог - психотерапевт.
При синагоге работает магазин «Кошер», в котором продаются сувениры, еврейские религиозные предметы и еврейские книги, кошерная еда.
Комментарии к странице храма:
Добавить комментарии:
Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.
Просьба - при использование фотоматериалов давать ссылку на TemplesPiter.ru
Храмов в базе: 228
Из них - Соборов: 25 | Часовен: 35 | Монастырей: 5 | Современных: 53 | Деревянных: 19 | Различных конфессий: 17