Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, Церковь Марии Магдалины 1765г





История храма

Место, где возводился Новодевичий монастырь, было заселено издавна: в писцовых книгах начала XVI века упоминается посад Спасовщина, ставший в конце XVII века шведским фортом.

Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, Марии Магдалины 1765г. Сьёмка 31 июля 2011г

На противоположном берегу Невы располагались торговый город Ниен и шведская крепость Ниеншанц. Взятие Ниеншанца русскими войсками в мае 1703 года - одна из первых и важнейших побед Петра I в Северной войне.

После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот».

Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. Название оказалось удивительно живучим, как смола «приклеивалось» оно ко всем близлежащим постройкам и сохранилось до наших дней.


В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица.

Взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна пожелала основать в Петербурге «в честь и хвалу Божию» женский монастырь, куда она могла бы удалиться в старости, «наскучив бременем правления» и передав трон наследнику.

Поэтому «Новодевичий монастырь близ бывшего Смоляного двора» строился с небывалым размахом и украшался так, что походил скорее на царскую резиденцию, чем на монашескую обитель. Составить проект и возвести монастырь было поручено придворному архитектору Ф.Б. Растрелли.


Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров».

Со временем авторитет Франческо Бартоломео Растрелли растет, он получает звание обер-архитектора и считается самым выдающимся зодчим того времени.

Фантазия его была неистощима. Вершиной творчества Ф.Б. Растрелли стал Смольный монастырь, предоставивший ему возможность создать архитектурный ансамбль.

Именной указ Святейшему синоду «Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского Величества, называемый «Смольный», последовал 29 октября 1748 года, а на следующий день в присутствии императрицы и высшего духовенства состоялась торжественная закладка собора будущего монастыря.

Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году.

Монастырь в плане имел форму равностороннего греческого креста, в центре которого расположен пятиглавый собор. Храма такой величины в России еще не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра). Императрица повелела соорудить при въезде в монастырь колокольню по образцу московской колокольни Ивана Великого, и Ф.Б. Растрелли спроектировал многоярусную звонницу небывалой для того времени высоты - 140 метров, выше Петропавловского собора. Первый ярус ее служил въездной аркой, второй - надвратной церковью, остальные были собственно звонницами.

Благодаря сделанной деревянной модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.

В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.

С началом в 1756 году Семилетней войны строительство не прекратилось, но значительно замедлилось - не хватало средств.

Было решено отказаться от сооружения колокольни. Ф.-Б. Растрелли изменяет форму пятиглавия собора: он приближает ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - теперь они должны служить звонницами.

К 1761 году был доведен до сводов большой купол собора, покрыта кровля. Уже начали изготавливать церковную утварь, в 1757 году в Москве для монастыря были отлиты восемь колоколов. Ф.-Б. Растрелли выполняет эскизы внутреннего убранства...

С восшествием на престол Екатерины II Ф.-Б. Растрелли вынужден был оставить строительство. В 1764 году он покинул Петербург и вернулся в Россию лишь незадолго до кончины, в 1771 году. Он так и не успел достроить лучшее свое творение - Смольный собор.

Главным архитектором Конторы по возведению монастыря был назначен Ю.М. Фельтен.

Смольный институт, Мещанское училище, Вдовий дом - вокруг монастыря сложился целый комплекс учебных и благотворительных заведений. И только недостроенный храм представлял собой печальное зрелище.

При его осмотре в начале 1820-х годов члены Строительного комитета обнаружили на сводах значительные трещины, грозившие обрушениями, а высокие подвалы были затоплены водой.

Однако в силу ряда причин конкурс на проект завершения Смольного собора был объявлен по распоряжению императора Николая I лишь в 1828 году. К участию в нем пригласили архитекторов В.П. Стасова, К.И. Росси, О. Монферрана, А.А. Михайлова-младшего, А.И. Мельникова, А.Е. Штауберта, В. Беретти, И.И. Шарлеманя, Д.И. Висконти, Д.И. Квадри.

Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство.

В первую очередь выполнялись важнейшие работы по исправлению здания: очистили от воды и мусора подвалы, заделали трещины в стенах, сводах, арках. Исправили многочисленные лепные детали отделки. Фасады собора оштукатурили и побелили пудожской известью. Купол и главы по желанию Николая I покрыли голубой кобальтовой краской с золочеными звездами.

В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик.

Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.

Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.

20 июля 1835 года митрополит Новгородский и Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен во имя св. прав. Елизаветы - в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный придел - во имя св. равноап. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны, покровительницы учебных заведений. В честь освящения собора была отлита большая золотая медаль, хранившаяся в дарохранительнице собора.

Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.


В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили.

В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован.

В годы советской власти собор постигла участь многих православных храмов России: в 1922 году из него были изъяты церковные ценности, а собор был закрыт для верующих и использовался как склад.

В 1970-1980 годах Смольный собор являлся филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В здании располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях ленинградской промышленности.

20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся.

После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.


Просмотров: 3662



Комментарии к странице храма:



Добавить комментарии:

Благодарю за добавление интересных сведений и исторических фактов.


Введите сумму чисел с картинки




Вверх